Бывший президент России Борис Ельцин на встрече со своим американским коллегой Биллом Клинтоном в 1994 году заявил, что при расширении НАТО Россию следует принять в альянс первой. Переговоры двух лидеров рассекретила американская сторона.
Согласно документу, за ужином с Клинтоном в Ново-Огарево 14 января 1994 года Ельцин сообщил, что Россия «должна была стать первой страной на вступление в НАТО», за которой «последуют другие страны из Центральной и Восточной Европы».
Согласно первоисточнику, Клинтон очень сдержанно ответил на инициативу коллеги: в частности, в его речи была озвучена идея величия России, «но не упоминается идея создания предложенного Ельциным объединения стран или членства РФ в НАТО».
При этом Клинтон дал прогноз на развитие отношений между США и Россией. По его словам, если Вашингтон и Москва сохранят намеченный дружественный курс, то для всего мира откроется «уникальная возможность».
Российская сторона в свою очередь ранее также рассекретила стенограмму беседы Ельицина и Клинтона во время одной из их встреч в 1990-х годах. Бывший президент США предлагал Ельцину большие инвестиции в Россию в обмен на одобрение Москвой расширения НАТО на Восток.
Согласно документам, на предложение Клинтона Ельцин заявил, что эта мера похожа на взятку взамен на то, чтобы Россия позволила НАТО расшириться в ущерб собственным интересам, и спустя три месяца — в мае 1997 года — отказался от подписания секретного приложения к Основополагающему акту Россия — НАТО.